Статьи и материалы

Помогающие глубже понять природные ритуалы

moscow-30-1.jpg

Типи, проживание и установка

Типи - "ти-пи" ("для жизни" на языке индейцев Лакота). Это дом, в котором дым по спирали выходит в отверстие над головой.

Типи (на языке сиу — thipi, обозначает любое жилище) — повсеместно принятое название для традиционного переносного жилища кочевых индейцев Великих равнин с очагом, расположенным внутри (в центре). Данный тип жилища использовался также горными племенами Дальнего Запада.
Типи имеет форму прямого или слегка наклонённого назад конуса или пирамиды на каркасе из шестов, с покрышкой, сшитой из обработанных шкур бизонов или оленей. Позднее, с развитием торговли с европейцами, чаще использовалась более лёгкая парусина. Сверху находится дымовое отверстие.

Вход в типи всегда расположен с восточной стороны, что имеет своё поэтическое объяснение. "Это для того, — говорят индейцы племени черноногих, — чтобы, выходя утром из типи, первым делом поблагодарить солнце".

Типи часто путают с вигвамом. На самом деле вигвам – это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе, крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам округлой формы.

Жилище вигвам у американских индейцев относится к обрядовым для очищения и возрождения и представляет собой тело Великого Духа. Его округлая форма олицетворяет мир как целое, пар — видимый образ Великого Духа, совершающий очистительную и духовную трансформацию. Выйти на белый свет из этого темного помещения означает оставить позади все нечистое. Дымоход обеспечивает доступ к Небесам и вход для духовной силы.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТИПИ.

Мужчинам полагалось находиться в северной части типи, женщинам — в южной. В типи принято двигаться по часовой стрелке (по солнцу). Гости, особенно впервые пришедшие в жилище, должны были размещаться в женской части.

Неприличным считалось прохождение между центральным очагом и кем-то ещё, поскольку считалось, что так человек нарушает связь присутствующих с очагом. Чтобы пройти на своё место люди, по возможности должны были проходить за спинами сидящих (мужчины направо от входа, женщины соответственно налево).

Заходить за заднюю часть типи, что означало прохождение за алтарём, возбранялось, во многих племенах считалось, что только хозяин типи имеет право заходить за алтарь. Особых ритуалов покидания типи не было, если человек хотел уйти — он мог это сделать сразу без лишних церемоний, однако за неучастие в важных собраниях его потом могло ждать наказание.

ЧТО ГДЕ В ТИПИ НАХОДИТСЯ

Первые типи изготовляли из бизоньих кож. Они были невелики, так как собаки не могли при перекочевках перевозить большие, тяжелые покрышки палаток. С появлением лошади размеры типи увеличились, ну а со второй половины XIX века индейцы стали использовать для покрышек и брезент.

Устройство типи — совершенно и хорошо продумано. Внутри жилища к шестам привязывалась подкладка — широкая полоса, сшитая из кожи или ткани, которая доходила до земли, что предохраняло от сквозняков по полу и создавало тягу в верхней части палатки. В больших типи устраивали озан — своеобразный потолок из кожи или ткани, сохранявший тепло. Пространство над костром он перекрывал не полностью — оставался путь для выхода дыма через верх. Озан использовали и как антресоли — для хранения вещей.

Вход закрывался снаружи «дверью» — куском кожи, иногда натянутым на овальный каркас из прутьев. Внутри дверной проем завешивался своего рода шторой. Пространство в большом типи иногда перегораживали шкурами, создавая подобие комнат, или даже ставили внутри маленькое типи, например, для молодой семьи, так как супруг; согласно обычаю, не должен разговаривать и даже видеться с родителями жены. Наружная покрышка типи имела вверху два клапана, которые закрывались или разворачивались в зависимости от ветра. Снизу покрышка не плотно прижималась к земле, а прикреплялась колышками так, чтобы оставались щели для тяги. В жаркую погоду колышки вынимали, а покрышку задирали вверх для лучшей циркуляции воздуха.

Каркас палатки составляли 12 и более шестов, в зависимости от размеров типи, плюс два шеста для клапанов. Шесты ставили на опорный треножник. Веревка, связывавшая треножник, соединялась с колышком-якорем, который втыкался в центр пола. Очаг устраивали, чуть отступая от центра — ближе ко входу, который всегда смотрел на восток. Самое почетное место в типи было напротив входа. Между этим местом и очагом устраивали алтарь. Пол устилали шкурами или одеялами, кровати и стулья делали из небольших жердей и прутьев, покрывая их шкурами. Подушки шили из кожи, набивали их мехом или ароматной травой.

Вещи и продукты хранились в коробках из сыромятной кожи и в парфлешах — больших кожаных конвертах.

План устройства большого типи Ассинибойнов:

а) очаг; б) алтарь; в) мужчины; г) гости-мужчины; д) дети; е) старшая жена; ж) бабушка; з) родственницы и гости-женщины; и) жены хозяина; к) дедушка или дядя; л) вещи; м) продукты; н) посуда; о) сушилка для мяса; п) дрова;

Для костра индейцы использовали, кроме дерева, сухой помёт бизонов — он хорошо горел и давал много тепла.

Когда разбивали лагерь, типи обычно расставляли по кругу, оставляя проход с восточной стороны. Собирали и разбирали типи женщины, которые справлялись с этим делом очень быстро и ловко. Лагерь мог быть свернут и готовым к дороге менее чем за час.

При перекочевках индейцы сооружали из шестов типи своеобразные конные волокуши — травуа. Два шеста крепились по бокам лошади или на спине крест-накрест. Внизу шесты соединялись поперечинами из жердей или стягивались полосками кожи, и на этот каркас клали вещи или сажали детей и больных.

Вход в типи - на востоке, а у дальней стенки типи, на западе, находится место хозяина. Южная сторона - это сторона хозяйки и детей. Север - мужская половина. Там же располагаются обычно почетные гости.

Люди малознакомые или пришедшие впервые в типи не проходят дальше хозяйского места и поэтому садятся сразу у входа (входя в типи принято двигаться по солнцу (часовой стрелке), то есть вначале через женскую половину).

Объясняется это разделение тем, что на севере живут силы - помощники мужчин, а на юге - женские силы. Люди близкие хозяину, прийдя в гости, садятся на севере. Самым почетным и уважаемым хозяин может уступить свое место.

Это связано со значением алтаря, то есть нежелательно, чтобы незнакомый человек проходил между вами и алтарем. Когда у вас много гостей, то вновь пришедшие проходят за спинами сидящих, чтобы не нарушить их связи с очагом.

ОЧАГ и АЛТАРЬ

Первое что вы делаете, поставив типи - устраиваете себе очаг. Для этого вы находите, если это возможно, десяток-другой камней и выкладываете их кругом. Если вы хотите сделать себе алтарь, то надо найти один большой плоский камень, который кладется в кругу напротив спального места (места хозяина типи).

Очаг должен быть как можно просторней (насколько позволяет размер типи), потому что тогда будет меньше проблем с сыпящимися углями и нагревающиеся от очага камни будут ближе к спальным местам, теплее будет, значит.

Лучше не бросать в него окурки, мусор и прочий шит, потому что он может обидеться и очень даже реально, как минимум, вонять будет на всю типуху. Да и вообще приятно когда огонь чистый по многим соображениям. Очаг всегда неплохо подкормить, не только дровами, но и кашу он тоже любит.

Вообще, если вы хотите дружить с огнем, то с ним надо делиться и чем-то хорошим тоже. Хорошая жертва огню - щепоть табака, если вы курите, душистой травы, шалфея или можжевельника. Когда проживешь в типи достаточно долго, то начинаешь относиться к огню с уважением, от него ведь много чего хорошего, и тепло и еда...

Ближний ко входу камень при необходимости отодвигается в сторону, чтобы кое-кто, о ком мы обычно пишем зеленым цветом, мог заходить (и еще это полезно, когда вы топите длинными жердями или бревнами). В некоторых индейских типи этот камень был всегда отодвинут.

Очаг - центр жизни в типи.

АЛТАРЬ

У него много значений. Одно из них - это место, куда кладутся ваши дары огню. На него можно положить предметы, которые имеют для вас значение, когда вы ложитесь спать (эта фраза вызвала всеобщий смех). Обычно под алтарем хранится трубка. Это чистое место, постарайтесь, чтобы вокруг тоже было чисто.

Простой алтарь для временной стоянки - это плоский камень, который кладется перед местом хозяина.

Если вы рассчитываете жить в типи долго, а стало быть общаться со всем тем, что живет в типи вместе с вами, то можете сделать себе большой алтарь. Делается он так: перед большим алтарным камнем насыпается горка песка (песок чище земли, он может отражать солнце, поэтому подходит лучше всего). По краям втыкаются две маленькие деревянные рогатины, поперек кладется тонкая палочка. Ее можно украсить лоскутами ткани, тесьмой, индейцы предпочитали красный цвет и вешали на нее перышки птиц, дикобразовые иглы.

Алтарь - это ворота.

Через них проходит дорога, которая соединяет вас с невидимыми силами. Говорят, что вокруг их много.

Горка песка символизирует землю.

Рогатины - два мировых древа, а перекладина над ними - небесный свод.

Алтарь хранит все, что связывает вас с невидимыми силами, поэтому на него вешают талисманы и предметы силы. На нем время от времени возжигают шалфей, полынь, sweetgrass (священные травы индейцев).

На рисунке внизу зарисовано расположение мест и предметов в типи.

Так  располагались места в типи у индейцев. Из этого само напрашивается расположение всего остального вашего убранства. Дрова обычно лежат у входа с мужской стороны (раньше феминизма не было, женщины были посильнее и занимались заготовкой топлива, и дрова лежали на женской стороне), а кухня (припасы, котелки и прочая утварь)  находится на женской половине. 

Вещи, которыми вы пользуетесь редко можно положить за полог. Если у вас в наличии имеется добрая старушка, а вы - настоящий индеец, посадите старушку в дровяной угол (индейцы называли его "старушечий угол"). Там ей будет хорошо. Считается что старые люди страдают бессонницей, а потому в холодную погоду ваша старушка сама будет всю ночь подкидывать дрова в очаг. Будет тепло и вам, и старушке.

Целлофан в типухе неудобен. Для хранения продуктов лучше использовать матерчатые мешки, подвешенные на деревянные крючки и перекладины, привязанные между шестами, на которых стоит ваше типи,  чтобы висели повыше над землёй и не отсыревали.

Если вы богатый индеец, крупные мешки удобнее повесить на деревянной треноге (это если вы доверчивый индеец  и не боитесь нашествия ирокезов или других голодных племён (см. фото)). В том случае, если ирокез - это вы, используйте чужие крупные мешки для подвешивания их на свою треногу.

Чтобы вскипятить воду нужно её подвесить над огнём. Для этого можно сделать (или позаимствовать у соседа деревянную треногу с крюком.

Вариант для небольших типи, где тренога неудобна - это привязанный над очагом поперечный шест, как показано на рисунке внизу. Крюк, подвешеный к этому шесту постарайтесь сделать подлинней, чтобы верёвка не перегорала. Верёвку выбирайте из натуральных материалов, иначе она плавно стечёт в ваш суп. В большом типи такие перекладины удобно использовать в качестве сушилок для одеял, одежды, трав, ягод и грибов. Кстати, одеяла с утра тоже хорошо бы просушивать. Независимо от погоды, внутри типи вы будете потеть во время сна, одеяла будут отсыревать, а вы обретёте запах монгольского воина.

Кровати. Живя в типи, иногда приходится прилечь. Чтобы уберечь себя, свои вещи и своих детей от сырости и ревматизма можно соорудить кровати-лежанки из сухих тонких жердей. Жерди застилаются травой. Некоторые используют для этого лапник, но им наверное совсем не жаль деревьев. Лучше используйте сухие прошлогодние травы.  Можно взять траву, которая росла на месте типи, все равно она вытопчется.  В холодную и дождливую погоду очень приятно положить в ноги завернутый в тряпку и нагретый в очаге камень, а сбоку толстую теплую скво (терапевтический набор "камень +  скво" ). В маленьком типи  кровати делать неудобно - можно отделить спальное место длинной жердью, закреплённой к земле колышками и положенной вдоль спального места ближе к очагу. Тогда вы не будете топтаться по одеялам и спальникам.

Подстилку, которую использовали индейцы на самом деле изготовить сложно, но кое-что можно объяснить. Делали ее из тонких ивовых прутьев, связывая их так, как показано на рисунке ниже. Тонкий конец ее подвешивался на треногу на удобную высоту. При надобности её выносили на улицу и использовали как кресло (любовались закатом солнца). Существует английское название "backrest". Это приспособление очень удобно сворачивается и мало весит.

Что находится вокруг типи

Лучше если вокруг вашего типи находятся: лес, река, синее небо, зелёная трава и добрые соседи, а не консервные банки, бутылки и окурки; и уж тем более не объедки и не выбросы человеческого организма или больных умов. Короче, чисто там, где не сорят.
В лесу недалеко от стоянки и поближе к звериным тропам выбирали место, куда сносили объедки и остатки пищи. Такие места назывались "вейкан". Под вейкан не рыли яму, а напротив, делали его на возвышенности, чтобы звери и птицы не боялись к нему приблизиться.

Хозяйственные строения.

Из длинных шестов (можно использовать клапанные шесты соседского типи) сделайте себе сушилку для одеял. Это просто большая тренога с перекладинами между шестами.

Оградительные сооружения.

Если вы у не хотите лишиться чего-нибудь, сделайте так:
Из двух тонких жердей (годится соседская тренога для котелка) свяжите крестовину и "закройте" ею дверь с наружной стороны. Но не забудьте войти внутрь, иначе вашу сгущёнку съест ваша скво. Такого рода "замок" часто используется и в том случае, когда вы ненадолго уходите из типи. Крестовина у двери означает что не стоит беспокоить жильцов типи. Такой знак широко используется теми, кто живёт в типи (не только индейцами, которые его придумали).


По традиции деревья растущие поблизости от типи, украшаются цветыми пёстрыми лоскутками. Индейцы часто подвешивали на них всякие дары, чтобы задобрить силы, хранящие место. Пока вы живёте рядом с деревьями, вы делите с ними землю. Вам приятно будет вернуться к ним и увидеть их красивыми.

КАК ШЬЕТСЯ ТИПИ.

В основу кладется прямоугольник ткани размером, например, 4.5 х 9 метров .  Вы можете сшить типи и побольше, главное - это сохранить пропорции.

Ткань для типи

Ткань желательно выбирать нерыхлую, непромокаемую, легкую и огнеупорную. Это могут быть все виды брезента, двухнитки, проклееной бязи, или палаточной ткани. Наилучший вариант - это конечно традиционная парусина. Можно использовать палаточную ткань

Есть подозрение, что если все это не будет гореть, то было бы  неплохо. Лучше если ткань не тянется и не реагирует  на тепло и влагу.Быт Записи в рубрике Быт Индейцы : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Раскрой типи племени Кроу

Если ткань узкая, то прямоугольник сшивается из  полос. Швы при этом желательно делать внахлест на одну сторону так, чтобы во время дождя по ним могла стекать вода. Для тонких тканей хорошо использовать парусный шов. Швы можно провощить (промазать растопленным воском).Ниткой лучше шить суровой, с элементами синтетики.

 

Когда прямоугольник уже сшит, можно начинать кроить. Удобнее всего сначала начертить контур мелом на веревочке длиной в 4.5 метра. Конец веревки закрепляется в центре большей стороны прямоугольника и мелком, как циркулем, вычерчивается полукруг (рисунок А). Если у вас маловато ткани, то можно сразу сшивать полосы не прямоугольником, а полукругом со ступеньками (рисунок Б).


  ************

Соотношение размеров клапана, застежки и входа:

Это соотношение разное у различных племен, но в среднем оно  составляет 1:1:1 (рисунок 2), если типи не слишком большой (4-4.5 метра)
 

Есть различные варианты. На рисунке 3 выкройка типи Сиу (Sioux), а на рисунке 2 - типи Черноногих (Blackfoot)

Клапана

Чтобы регулировать тягу (прикрывать дымоход с подветренной стороны)  у типи есть клапана.

В лесу и степи клапана типи крепятся по-разному - в лесу, где нет ветра, нижние края клапанов могут свободно висеть или крепиться веревкой к покрышке, как показано на рисунке 1, а в степи для того, чтобы ветер не рвал клапана, их нижние концы обычно привязываются веревкой на отдельно стоящий шест (см. на рисунке 1)

От формы клапанов зависит форма типи в целом.

У Сиу клапана цельнокройные (кроятся целиком, вместе с покрышкой) у Черноногих пришиваются к типи отдельно (пришивные клапана). У типи с цельнокройными клапанами задняя стенка короче и поэтому оно слегка наклонено назад и вытянуто вверх. Типи с пришивными клапанами  выглядит как ровный конус и в нем больше места.

Вот примеры возможных раскроек клапанов и карманов для клапанов:

Цельнокройные клапана обычно делались длиннее сантиметров на 20 и уже. Для того чтобы расширить  цельнокройный клапан необходимо  вшить в него клин, разрезав клапан сверху примерно до половины (рисунок 5)

Немного о соотношениях размеров клапанов. Нужно стараться избегать делать слишком длинные клапана - когда типи будет стоять, то в дырку между ними будет капать дождь и выдувать тепло. На низ клапана нужно нашить свободно болтающийся кусочек ткани и укрепить квадратиком сочленение нижнего конца  клапана с полотном (рис.6). Опять же ширина верхней части клапана должна соотноситься с размером самого типи. Для типи 4.5 х 9 подходит ширина в локоть с небольшим. Нижняя часть клапана ( подшитый кусок ) шириной в две ладони многих устраивает. Расстояние между клапанами (включая язычок) примерно 70 сантиметров.
 
Седловина между клапанами должна охватить всю обвязку шестов, но не увеличивать своим размером ширину клапана. В середину ее вшивается язычок для привязывания покрышки. Седловина может быть различной формы, но именно в этом месте возникает самое сильное напряжение, язычок пришивается как можно прочнее, так чтобы он мог выдержать вес всей покрышки. К нему крепится веревка которой типи привязывается к шесту ( варианты крепления на рисунке 7). Не менее прочно пришиваются и карманы на верхних углах клапанов, на их внешней стороне. В них вы вставите шесты для регулировки. К нижним углам клапанов прикрепите длинные веревки для оттяжки клапанов.  Вместо карманов можно проделать большие дырки (как это делали Черноногие и Кроу). Тогда к  шесту, отступив некоторое расстояние от его конца, привязывается поперечина и так он вставляется в дырку. Индейцы на свободный конец шеста вешали скальпы, а мы по зрелом размышлении решили, что мы индейцы законопослушные, и делать так не будем.
 

Вход

Высота входа должна находиться примерно на уровне плеча , начиная от края покрышки. А вырезать его нужно отступив сантиметров 20 , которые приходятся на порог. Глубина выреза - где-то 2 ладони. Обе половинки оторачиваются полосой крепкой ткани под которою просунута веревка (см. рисунок 8). При установке типи концы веревки связываются, чтобы не слишком растягивался вход. Если же покрышка из грубой ткани, типа парусины, вполне хватит одной оторочки, без веревки.

Дверь можно сделать простой, а можно более замороченной.

Простая дверь (рис. 9) делается из прямоугольного куска ткани с солидным запасом на низ (чтобы прикрыть порог) и по бокам. Верхний край подгибается и прошивается так, чтобы можно было засунуть туда палку для сохранения формы двери, чтобы висела ровно. Отступив от нижнего края двери примерно две ладони, привяжите вторую палку для отвеса, а на нижнем крае двери - шнурки или петлю, которыми на случай сильного ветра закрепляется на колышки дверь .

 

Пример замороченной двери - рисунок 10. Ее можно сделать либо из большой шкуры, либо из куска ткани, вырезанного приблизительно по форме шкуры. Это трапецеобразная дверь с длинным язычком на верхней части, который прикалывается к покрышке одной из деревянных палочек-"застежек". Язычок лучше сделать как можно длинней, чтобы подвесить дверь повыше - так она будет удобнее откидываться. Другой пример замороченной двери - дверь с ивовым каркасом овальной формы, которую вы видите в правой части рисунка 10.

На некоторых типи вообще не делали дверей и края покрышки просто запахивались один за другой.

Застежки.

Застежки - это деревянные обтесанные палочки, которыми закалываются  края покрышки, когда она уже натянута  на каркас. Расстояние между ними одинаково, количество их может быть разное.  Порог лучше закалывать двумя застежками. Поскольку натяжение ткани на пороге очень сильное, можно укрепить его вторым слоем ткани.

Обычно дырки для застежек делаются по две на каждой стороне покрышки, так чтобы дырки совпадали, а то ткань будет морщиться. Иногда делают также по две дырки с одной стороны и по одной с другой. Так легче стянуть покрышку, но натяжение при этом слабеет. Край ткани с двумя дырками при этом накладывается сверху (ежу понятно).

Полог.

Полог - вещь в типухе очень важная. Он-то в основном и держит тепло, покрышка служит только для защиты от дождя и ветра.Лучше делать его из плотной ткани (если вам не лень таскать такую тяжесть). Иногда полог весит столько же, сколько вся покрышка. Место между пологом и покрышкой используется для хранения вещей.

Полог прямой. (Рисунок 12)  Высота его около 150 см. Для справки - на типи диаметром 4.5 метра на полог требуется примерно 12 метров ткани. Сделать его легко, но он съедает много пространства внутри типи. По верхнему  краю через равное расстояние (примерно через метр) привязываются шнурки-завязки (рисунок 15) для подвешивания на натянутую по периметру между шестами веревку.

Полог трапецевидный. (Рисунок 13) Сшивается из широких трапеций. Поэтому в отличие от прямого полога его можно натянуть строго вдоль шестов. Обычно его делают из трех секторов (как видно на рисунке 14) и с таким  расчетом, чтобы средний сектор накладывался внахлест на два крайних. Для справки - на 5-ти метровый типи требуется около 20 метров, а на 4,5 метровый - примерно 18..

В любом из этих случаев  длины полога должно хватать  на то, чтобы вы могли запахнуть его у входа, и чем с большим запасом, тем лучше. Старайтесь найти для полога светлую ткань, чтобы в типи не было темно.

Дополнительные детали

Азан - что-то вроде козырька, который подвешивается над спальным местом чтобы под ним скапливался теплый воздух. Обычно это кусок ткани в форме полукруга, который своей закругленной частью привязывается к шнуру, на котором висит полог.  Ткань азана привязывается с запасом, чтобы можно было заткнуть ее за полог и закрыть щель - теплее будет! Радиус азана должен быть равен радиусустоящего типи.

Треугольник от дождя.  Маленькая, но очень полезная деталь. Во время сильного дождя тяга ухудшается, поэтому клапана нужно открыть пошире, но тогда внутрь будет заливать дождь. Чтобы голова, однако, совсем сухой был (извините, бум-шанкар попутал), вырежьте из плотной непромокаемой ткани равнобедренный  треугольник, такой величины, чтобы он мог прикрыть очаг. Треугольник привязывается наверху, под дымоходом, на три шеста.

Постановка типи.

Типи ставится на шестах. Нужно от 9 до 20 шестов, в зависимости от размера типи. Самое распространенное число шестов для типи диаметром 4.5-5 метров - двенадцать.

Выбирая место для типи, смотрите, чтобы поблизости было поменьше деревьев (после дождя с них долго капает на покрышку вода), чтобы место было ровным, чтобы типи не стояло в ложбине. Траву можно не вырывать, потому что она  все равно быстро вытопчется.

Итак, вы нашли все шесты и притащили их на место стоянки. Не забудьте очистить их от коры (чтобы на башка не сыпалось)  и сучков (чтобы покрышка не рвал, однако).

Сначала надо связать треногу - вот как это делали индейцы

Для этого расстелите на ровном месте покрышку, положите на нее три шеста. Шесты крадутся  (это опечатка, но если вам лень идти в лес, то это не опечатка)... Итак, шесты кладутся толстыми концами вровень с краем покрышки, а тонкие концы связываются вместе на уровне язычка (язычок - см. отдел Клапана, рисунок 7). Учитывайте, что если типи сиукского покроя (то есть задняя стенка короче) то два шеста связываются по высоте задней стенки и один по высоте передней (рисунок 17). Сделайте на шестах засечки, чтобы не съезжал узел. Кстати, если собираетесь обвязывать весь каркас, свободный конец веревки должен быть очень длинным. Теперь торжественно водрузите связаную треногу (тонкими концами вверх)!

 

 

 

 
С этого момента начинается самая запарная часть.  Тренога ставится одной ногой на восток (у сиукской типи это будет длинный шест). В дальнейшем эта нога станет шестом справа от входа. Две оставшиеся ноги треноги отставляются на равное расстояние. Треногу надо ставить так, чтобы дверной шест лежал в развилке между двумя соседними.



Дальше через равные промежутки друг за другом ставится три шеста, начиная от восточного (дверного) шеста, двигаясь против солнца (против часовой стрелки). Потом следующие три шеста по другую сторону от него, двигаясь по солнцу. И следующие два также по солнцу в оставшийся промежуток, они ставятся рядом, оставляя место для последнего шеста с покрышкой (он будет стоять за ними).

Все это время параллельно шесты обвязываются для прочности. Делается это так: берется хвост веревки, которой связана тренога, и один из ваших помощников, бегая по кругу, прихватывает  установленные шесты веревкой. При этом полный виток делается на каждые три шеста (и на два последних). Удобнее это делать чуть-чуть подергивая веревкой, когда она охватывает розетку шестов, тогда она скользит при каждом рывке к узлу и плотнее к нему прилегает.
 
  

Затем к последнему шесту привязывается покрышка крепко- накрепко и притом так, чтобы нижний конец шеста выступал за край покрышки примерно на ладонь. Все это хозяйство поднимается и шест ставится на свое место. Если у вас тяжелая покрышка, то лучше делать это не одному. Для этого лучше перед поднятием шеста собрать к нему покрышку гармошкой и потом, когда шест поднят, два человека берутся за края покрышки и начинают расходиться, оборачивая ею каркас так, чтобы вход находился между восточным треножным и шестом номер 4 на рисунке 18. Покрышка скрепляется застежками сверху вниз. После этого можно раздвинуть шесты, чтобы ткань натянулась и плотно облегла каркас.

Далее по периметру типи привязываются веревочки, в середине между каждой парой шестов (см. на рисунке 19). Берется маленький камешек, шишка или еще что-нибудь круглое, оборачивается тканью покрышки, отступив от ее края на ширину ладони и обвязывается плотно веревкой так, как показано на рис. 19. Дополнительно привязываются две завязки по обеим сторонам от входа, около шестов. Теперь покрышка прихватывается к земле колышками.
Вставьте два коротких и легких шеста в карманы клапанов, для управления ими. Вбейте в трех шагах напротив входа шест для оттяжки клапанов и привяжите к нему веревки от клапанов.

Полог.
Для начала берется очень длинная веревка. Она вяжется к шестам внутри типи (я это написал на всякий случай, мало ли...) на высоте чуть ниже высоты полога.

Начинать лучше от шеста с покрышкой. Под каждый виток веревки подсовывается пара палочек, это маленькие, но очень священные палочки и если вы не придадите им никакого значения, то во время дождя, по шестам будут стекать гулкие потоки воды, низвергаясь с жутким рокотом прямо вам на кровать. Способ завязки см. на рисунке 20.

Потом вешается полог, начиная от входа и закрывая его первым своим сектором, так чтобы края задергивались, как занавески. Низ полога придавливается изнутри тяжелыми предметами (камни, рюкзаки, томагавки, гости и т.п.)

Очаг

Не ройте яму под очаг, а то у вас будет бассейн. Обложите его большими или маленькими камнями. Лучше всего расположить очаг немного сдвинутым от центра типи ко входу. Теперь разожгите огонь, если будет дымить, то вернитесь к странице 1 и посмотрите как правильно шить типи.
Рэджинальд и Глэдис Лаубин

Раскраска типи

 

 И вот типи стоит, вы в нем живете и вам, по всей видимости, в нем хорошо. И однажды, выйдя на улицу и поглядев по сторонам, вас охватывает смутное томление - хочется что-то сделать.

С окружающей средой, наверное, ничего сделать не удастся, а вот покрышка типи может стать совсем другой. Это штука достаточно непростая - учтите, что большинство рисунков рано или поздно приедается, если они сделаны непродуманно и без всякого особого смысла. 

Нам кажется, что тема рисунка на покрышке должна что-то значить именно для вас самого в первую очередь, ничего страшного если другим они будут непонятны. А в-общем-то конечно это личное дело каждого и его художественного и всякого прочего вкуса. Поэтому мы не будем вас особо грузить своими размышлениями на эту тему (разве что чуть-чуть), а попытаемся привести как можно больше рисунков - образцов того, как это делали другие.

И все-таки существует традиционная символика, многие детали росписи означали собой что-то еще, и если вам интересно об этом узнать, то мы кое-что можем рассказать. В противном случае все это можно запросто  пропустить.

По нижнему краю покрышки обитатель типи рисовал нечто символизирующее землю, скажем полосу гор, прерию, камни, в-общем то, что он видит вокруг себя. Обычно это рисовалось красным цветом, цветом земли. 

Верх, соответственно, означал небо, часто черного, бездонного цвета. Сидя в таком типи, чувствуешь себя в центре раскрашенной вселенной, и в большинстве случаев этого было достаточно, и роспись типи прекращалась (такой рисунок вряд ли может надоесть, правда?). Впрочем, на покрышку типи иногда наносили еще какой-нибудь рисунок, который был изображением чего-то необычного, случившегося в жизни человека или явившегося ему во сне (что с точки зрения индейца одно и то же).

Индейцы вообще уделяли  снам  очень  важное  значение,  иногда сон, приснившийся человеку, мог изменить течение его жизни, и поэтому для него естественным было изобразить такое важное событие на своем доме. Так что если бы кто-нибудь намалевал на своем типи абы что, просто так, то его как-то бы не поняли.

В неискаженном различными пластмассовыми наворотами сознании существует очень крепкая связь между предметом и его изображением (так же было и с языческими идолами и, позже, иконами у русских), поэтому изобразив что-то на типи, вы это что-то привлекаете. Не зря частым сюжетом рисунков на типи были символические изображения явившихся во сне хранителей и помощников, обычно в образе животных, с которыми раньше у человека существовала тесная связь.

 Раскрашенная покрышка типи Чейеннов

Лучше начинать расписывать типи еще до его постановки, так будет удобнее добраться до его верхней части. Низ можно раскрасить когда типи уже стоит. Естественнее смотрятся природные краски, от которых глаза не устают (если вы конечно не любитель техно-музыки, тогда  ваши глаза и не такой ужас видали...).

Индейцы расписывали типи теми красками, которые можно  добыть в природе, поэтому существует всего несколько традиционных цветов. Но цвета для них, как и все остальное, были полны смысла, поэтому даже когда они получили возможность покупать синтетические краски (масляные или акриловые), они все равно выбирали понятную для них гамму.

Это: красный, желтый, белый, синий или голубой и черный.

Красную и желтую краски можно сделать из охры, если ее растолочь и смешать с жиром, растительным маслом или просто с водой. Если вам повезет, окаменевшую охру можно отыскать около рек, взять древесную охру из-под осиновой или сосновой коры (что сделать очень трудно), иногда земляную охру выбрасывают вместе с землей кроты, как к счастью для нас произошло здесь в Токсово.

Голубую и белую краски можно сделать из цветной глины тем же способом, что и и красную, черную - из толченого угля, а вместо синей краски использовать ягоды черники. Все эти краски, даже разведенные на воде, отлично въедаются в ткань, правда вот голубой цвет легко выгорает на солнце.

Красный - цвет Земли и Огня. Это самый священный цвет, почитаемый не только у индейцев, но и у многих других народов, которые связывали свою жизнь с землей.

Желтый - это цвет Камня, а также  Молнии, которая по многим повериям имеет связь с камнями, землей и огнем.

Белый и голубой - цвета Воды или пустого пространства - Воздуха, прозрачного как вода.

Черный и синий цвета - это Небо, бездонность.

Иногда для того чтобы показать связь между небом и водой, небо изображалось белым или голубым цветом (ведь вода падает с неба). По тем же причинам воду  иногда изображали черным или синим цветом.

Иногда синий цвет заменяли зеленым (когда появились масляные краски, зеленую краску в природе найти трудно) из-за того, что у древних народов не было разницы между синим и зеленым цветами. То же самое с темно-синим и черным.

Что касается самих рисунков то важнее всего понять одно: лучше всего видеть красивое в простом. Нам кажется, что это касается не только рисунков, но и всего остального, что мы делаем и о чем  думаем в нашей жизни (во, телега!). Не старайтесь слишком заполнять пространство мелкими деталями, пустота только подчеркнет значение вашего рисунка.  Мы можем посоветовать не попасться на распространенную ошибку; когда вы расстилаете типи на земле и делаете рисунок, он вам кажется гораздо крупнее, чем он есть на самом деле, не бойтесь закрашивать большое пространство одним цветом - когда типи встанет, перспектива изменится и все будет выглядеть по-другому.

Очень долго и наверное не нужно описывать все детали и загогулины, которыми пользовались индейцы, но мы можем описать несколько распространенных простых символов. Чаще всего встречаются различные треугольники - они означают горы и, соответственно, землю. Маленькие круги в сочетании с ними - это камни. Широко распространенным символом, который вводил в непонятку христианских миссионеров, был крест, означающий четыре священных направления, четыре стороны света или небесные светила. Конечно, все это вещи обобщенные, символов и различных их толкований было гораздо больше, поэтому не удивляйтесь, если в других источниках (мы - это источник? У, круто!) вы встретите другую информацию.

Если вы используете в раскраске своего типи какие-то традиционные индейские элементы, то вы тоже поможете этой культуре выжить естественным для нее путем.

Теги: Типи Вигвам

Готовы начать путешествие?

Отправной точкой начала путешествия является выражение намерения по ссылке ниже.

Количество мест ограничено